Главная » 2009 » Май » 17 » Недавняя попытка узаконить воскресный день в Европе
Недавняя попытка узаконить воскресный день в Европе
12:52
Недавняя попытка узаконить воскресный день в Европе

Карел Новак

В конце прошлого года католики и протестанты вновь объединились в попытке законодательно установить воскресный день в качестве официального дня отдыха. Первостепенной задачей предполагалось добиваться прекращения торговли в воскресенье, а также ограничения других видов деловой активности. Две религиозные организации, Комиссия епископских конференций Европейского сообщества (COMECE) и Конференция европейских церквей (CEC), привлекли внимание общественности во время политических дебатов по поводу внесения поправок в Европейскую директиву 2003/88/EC, которая регулирует вопросы, связанные с графиком и продолжительностью рабочего времени. Эти две организации, одна римско-католическая, а другая экуменическая (в ее состав входит большинство традиционных протестантских, православных и англиканских церквей), были созданы прежде всего для политического взаимодействия с европейскими институтами.
Статья 5 вышеупомянутой директивы (2003/88/EC), озаглавленная "Время для еженедельного отдыха", гласит: "Правительства-члены должны предпринять меры, необходимые для обеспечения предоставления каждому работнику еженедельного минимального периода для отдыха продолжительностью 24 часа плюс 11 часов ежедневного отдыха в соответствии со Статьей 3. При наличии объективных, технических или организационных условий работникам должен предоставляться минимальный период для отдыха продолжительностью 24 часа".
В инициативе предлагалось добавить к тексту Статьи 5 третье предложение: "Минимальный период для отдыха, обозначенный в первом параграфе, должен принципиально включать воскресный день".

Интересно заметить, что эта формулировка не нова. Она уже была частью подобной директивы 1993 года (93/104/EC). Но в 1996 году Европейский суд аннулировал эту формулировку, указав, что "Совету не удалось убедительно продемонстрировать, почему воскресенье как еженедельный день отдыха связан со здоровьем и безопасностью работников больше, нежели любой другой день" (ЕС (ECJ), Дело C-84/94). Именно поэтому в инициативе 2008 года предлагалось внести в начало директивы в качестве обоснования дополнительный параграф. Предлагаемый параграф (6a) гласит: "Вероятность заболеваний в компаниях, требующих чтобы их сотрудники работали в воскресенье, более высока, чем в компаниях, которые подобных требований не предъявляют. Здоровье работников зависит, в том числе, и от их возможностей уравновешивать требования профессиональной деятельности и семейной жизни, устанавливать и поддерживать социальные связи и удовлетворять духовные нужды. Воскресенье как традиционный еженедельный день отдыха лучше, чем любой другой день недели, подходит для выполнения этих задач".

Совместные документы COMECE и CEC разъясняют вносимые поправки и предлагают аргументацию для оспаривания решения Европейского суда. Упомянутая директива обсуждалась на сессии Европарламента в середине декабря 2008 года. Поправки, предложенные COMECE и CEC и поддержанные несколькими членами Европарламента, были отклонены по формальным соображениям и, как следствие, не обсуждались. Этот факт свидетельствует о том, что идея законодательного введения дня отдыха в воскресенье не находит поддержки ни в Европейском парламенте, ни тем более в Еврокомиссии. В пресс-релизе от 17 декабря 2008 года COMECE выразила свое разочарование по поводу решения Европарламента. В релизе от 11 февраля 2009 г. секретариат COMECE приветствовал попытку нескольких членов Европейского парламента обратиться к Парламенту с просьбой одобрить письменную декларацию, призывающую к "защите свободного от труда воскресенья как важного основания Европейской социальной модели и части европейского культурного наследия" (прим. пер. - Письменная декларация 0009/2009, 17.02.09. Авторы: Anna Zaborska, Martin Kastler, Jean Louis Cottigny, Patrizia Toia, Konrad Szymanski).

Мы признаем и поддерживаем многие ценности, исповедуемые сторонниками воскресного законодательства (такие как семья, здоровье, экология, экономические преимущества), но, тем не менее, сожалеем, что эти инициативы не учитывают последствий, которые данное законодательство может иметь для меньшинств, соблюдающих отличающийся от воскресенья день в качестве религиозного дня отдыха. В нескольких европейских государствах имеется традиционно суровое законодательство, запрещающее торговлю в воскресенье и ограничивающее действия, нарушающие общественное спокойствие.

Растущее количество исключений, давление со стороны крупных торговых сетей, желающих работать в воскресенье, и равнодушие многих европейцев - вот ключи к пониманию позиции Европарламента. До сего дня все попытки узаконить воскресенье как день отдыха на территории Европейского союза терпели неудачу. Но не стоит думать, что сторонники воскресного законодательства отказались от этой идеи. Наоборот, мы стали свидетелями увеличения количества статей в различных публикациях, ратующих за отдых в воскресенье и ставящих целью изменить общественное мнение. Например, в номере бельгийского католического еженедельника Dimanche за 25 января 2009 г. опубликована статья, поднимающая вопрос магазинов, работающих в воскресенье. Автор статьи цитирует Папу Бенедикта XVI, который пишет в своей книге Иисус из Назарета, что борьба за воскресенье остается важной задачей церкви. В этом же духе COMECE призывает (пресс-релиз от 17 февраля 2009 г.) к дальнейшей мобилизации усилий по продвижению воскресного отдыха.

Карел Новак является директором Отдела религиозной свободы и общественных связей Евро-Африканского дивизиона Церкви АСД.
Опубликовано в Бюллетене Института библейских исследований ГК ЦХАСД (Reflection, BRI Newsletter), №26, апрель 2009 г., стр.1,11.

Информация взята с сайта: http://adventist.ru/content/view/1024/1/

Категория: Статья | Просмотров: 2235 | Добавил: UR | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 1
1 allespemi  
0
нужно проверить :)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]